|
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
|
Своим рождением в промышленности трикотаж
обязан любви. |
Красивая
легенда рассказывает, что приходской священник Вулбридж Вильям
Ли часами, в полутьме просиживал рядом со своей бедной возлюбленной,
вязавшей на спицах чулки на продажу. Трудолюбивая девушка
и минутки не имела свободной, чтобы прогуляться на свежем
воздухе вместе с Вильямом и послушать заветные слова, которые
он прошептал бы ей на ушко. Томимый любовью и ожиданием, Вильям
страстно хотел помочь своей избраннице. Изо дня в день, наблюдая
за работой ловких пальчиков и мельканьем тускло поблёскивавших
в неярком свете оплывающей свечи спиц, он заметил однообразие
и цикличность происходящей работы и понял, что этот труд может
быть механизирован. Так был изобретён простейший вязальный
станок. Крючковатые иглы закреплялись на плоском горизонтальном
бруске, и с их помощью вывязывалось плоское трикотажное полотно.
Именно с этого изобретения XVI
века и до сих пор машины, производящие прямое трикотажное
полотно, называются плосковязальными.
Правдива эта легенда или нет
— уже неважно, важно, что человечество получило очень дешёвый
и легкодоступный способ выделывать ткань, отличающуюся по
многим параметрам в лучшую сторону от своей предшественницы
— ткани, сотканной на ткацком станке.
Впоследствии трикотажные машины
были усовершенствованы и возможности их расширены новыми изобретениями,
но принцип изготовления трикотажа не изменился с той поры,
когда человек впервые взял в руки спицы.
Изобретение станка для вязки трикотажа относится к тем редким
явлениям в области технического прогресса, которые, появившись
на свет однажды, долго не могут найти себе массового применения.
Во времена священника–изобретателя
и в Англии, и в Европе мужчины и женщины носили невысокие
чулки, вязанием которых, собственно, и занималась героиня
легенды. Значимость этого элемента одежды можно сравнить с
мужскими носками и женскими колготками в наше время — то есть,
без этого совершенно нельзя обойтись. Однако крупных производств
по выделке трикотажа не возникло, и вязание чулок ограничилось
артельными промыслами. Силуэты и тенденции тогдашней моды
были таковы, что трикотажу нигде не нашлось применения, и
он почти два века обслуживал чулочно–бельевые потребности.
Время шло, менялся стиль жизни,
а вместе с ним и стиль одежды. Отошли в прошлое кринолины,
турнюры, корсеты, одежда приобрела упрощённые формы, стала
функциональной.
Но трикотажу по–прежнему не
находилось места в «светлой горнице», он по–прежнему только
«прислуживал» моде.
В свет его вывели две великие
женщины 20–го столетия, две яркие звезды на небосклоне от
кутюр — Эльза Скьяпарелли и Коко Шанель. Строго говоря, трикотаж
в качестве верхней одежды носили, но широкого распространения
он не получал из–за совершенно предвзятого к нему отношения
— одежда для бедных. Да, в изготовлении он был гораздо дешевле
тканого полотна, поэтому и торговая цена с учётом всех начислений
была невысокой. Да, в трикотажных жакетках и юбках ходили
женщины и девушки из бедных или очень бедных кварталов, и
шахтёры в трикотажных фуфайках сидели в пабах или бистро,
демонстрируя трикотаж как дешёвый и удобный материал. И только
Скьяпарелли и Шанель удалось поменять местами приоритеты:
удобный, и только потом дешёвый.
Говорят, что Эльза Скьяпарелли
увидела на своей подруге трикотажный свитер грубой ручной
работы, и он настолько очаровал её, что она не поленилась
найти женщину, изготовившую такую «хламиду». Изучила основы
ремесла и основала модный дом Скьяпарелли, который работал
с трикотажем. Именно модный дом Эльзы вывел трикотаж на европейские
подиумы, а оттуда он прямиком попал в гардеробы состоятельных
женщин.
Коко Шанель «легализовала» трикотаж джерси. Лёгкие, удобные,
облегающие, не мнущиеся короткий жакет и юбка — уже многолетняя
классика, внедрённая домом Шанель.
Трикотаж прочно вошёл в современную
жизнь, проделав свой долгий путь буквально «с низов», от чулок,
и до подиумов известнейших домов мод. Трикотаж используют
такие известные модельеры, как Ямамото и Миссоти, Соня Рикель,
которая по праву носит звание королевы трикотажа. Фирма Pelican
превратила создание трикотажной одежды в настоящее искусство.
В
Россию трикотаж привёз Пётр I, на себе и в своём багаже, в
виде всё тех же вязаных чулок. Все мы помним кадры из исторических
фильмов о том времени, как Пётр брил бояр и переодевал Россию
в европейское платье. А такое платье требовало чулок — вот
и возникли артели. Дальше артелей дело не пошло. Вся трикотажная
промышленность России до 1917 года была кустарной или полукустарной
и составляла всего 0,6% от всей текстильной промышленности.
Выпускали на огромную страну всего–навсего 15 млн. пар грубых
хлопчатобумажных чулок, 1,5 млн. штук бельевых изделий и 250
тысяч штук изделий верхнего трикотажа.
Толчок развитию трикотажной
промышленности дала Первая мировая война, за счёт заказов
для армии. Объём выпускаемой трикотажной продукции вырос в
четыре раза, но, к сожалению, промышленность была почти полностью
уничтожена последовавшими за войной событиями, — революцией,
гражданской войной. Восстановить её удалось только во время
довоенных пятилеток, и даже больше, — трикотажная промышленность
получила в это время стремительное развитие, вместе со всей
страной, проходившей период гигантского скачка индустриализации.
В те годы были построены Ивантеевская, Тушинская, Витебская,
Киевская, Бакинская, Новосибирская, Тбилисская и другие трикотажные
фабрики, и это были уже крупные промышленные предприятия.
Почти все они, за редким исключением, работают до сих пор,
прошедшие тяготы Второй мировой войны, восстановленные и реконструированные
в послевоенный восстановительный период.
Преимущества трикотажного полотна
как материала для пошива одежды над тканым полотном очевидны,
хотя никак не отменяют достоинств последнего, — всегда хорошо,
когда существует многообразие и возможность выбора. Трикотажное
полотно обладает рядом свойств, которых нет у тканого. Это,
во–первых, растяжимость — свойство трикотажа растягиваться
под действием приложенных усилий, может быть упругим и неупругим
(остаточным). Изделия из трикотажа с упругой растяжимостью
очень удобны в носке, так как они хорошо облегают фигуру,
не стесняют движений, не теряют своей первоначальной формы
после снятия растягивающих нагрузок. Во–вторых, эластичность
— очень важное свойство, зависящее от строения переплетений
и упругости нитей. В– третьих, плотность — характеризуется
числом петель, содержащихся на 10 см. Плотность определяют
в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. От плотности
зависит размер петель и внешний вид трикотажа. В–четвёртых,
пористость — трикотажное полотно, сделанное из капрона, может
дышать.
Трикотаж обладает ещё рядом
характеристик, таких, как распускаемость, закручиваемость,
толщина, прочность, формоустойчивость, усадка. А также, удобство
в эксплуатации, хорошие гигиенические свойства, несминаемость.
Но самое главное то, что производство трикотажной одежды намного
экономичнее и выгоднее для промышленности. Прежде всего потому,
что трикотажное производство менее трудоёмкое, чем ткацкое.
Одежда из трикотажа создаётся гораздо быстрее, чем из ткани.
Сырья и материалов на единицу трикотажной одежды расходуется
значительно меньше, чем на единицу тканой. Производительность
трикотажных машин намного выше производительности ткацких
станков.
Эти аспекты преимущества трикотажа
относятся к экономическим и техническим сторонам, но есть
ещё и креативная. Трудно найти на сегодняшний день материал,
который был бы также многообразен, как трикотаж, и обладал
бы такими богатыми возможностями. Из трикотажа делают и тёплые
зимние вещи, и лёгкую, кружевную летнюю одежду, и изысканные
вечерние наряды, и нижнее бельё, и детскую одежду, и спортивную.
Способов вывязывать трикотаж
очень много, что позволяет бесконечно создавать новые виды
тканей, и ниже приводится описание самых известных.
Кулирка — самое тонкое
трикотажное полотно из хлопка и первое, которое создали на
трикотажной машине. Самое распространённое полотно, из которого
шьют детскую одежду и бельё. Практически не мнётся, не образует
складок на одежде. Довольно прочное, несмотря на свою тонкость.
Интерлок — название получило
за счёт своеобразного переплетения волокон, сочетание двух
ластиков. Лицевая и изнаночная стороны одинаковы. Ткань мягкая
и нежная, обладает значительной упругостью, не закручивается.
Имеет хорошие теплозащитные свойства, малую распускаемость
и растяжимость, высокопрочен. Одежда из интерлока служит долго,
но ухаживать за ней нужно бережно: стирать вручную или в деликатном
режиме, так предупреждается появление катышков или затяжек.
Вискоза — полотно, состоящее в основном из вискозной пряжи.
Может иметь различные виды переплетений, различный состав,
поэтому используется для пошива широкого ассортимента изделий.
Кашкорсе — трикотажное
полотно с эластичными поперечно–вязаным переплетением, образованным
чередованием лицевых и изнаночных столбиков. Применяется для
изготовления верхних трикотажных изделий. Обладает высокой
растяжимостью, очень хорошо держит форму. Так как это натуральный
материал, он пропускает воздух и позволяет коже дышать. Обычно
состав кашкорсе содержит 95% хлопка и 5% лайкры.
Пике — полотно, образованное
комбинированным плетением. В народе пике часто называют «лакост»
(из пике сшиты популярные мужские батники фирмы «Lacoste»).
Ластик (рибана) — полотно, образованное поперечно–вязаным
двойным переплетением. Имеет одинаковые лицевую и изнаночную
стороны, обладает высокой растяжимостью и упругостью в поперечном
направлении, не закручивается. Основное применение — манжеты
и воротники. Рибану различают по чередованию лицевых и изнаночных
столбиков.
Футер — полотно с ввязанной
футерной нитью, которая образует начёс с изнаночной стороны.
Благодаря начёсу полотно обладает хорошими теплоизолирующими
свойствами и используется для пошива толстовок и спортивных
костюмов. Лицевая сторона выглядит, как кулирная гладь. Футер
различается по количеству футерных нитей.
Капитон (Капитоне) — утеплённое, трёхслойное полотно с эффектом
стёжки в виде ромба. Используется для пошива детских халатов,
комплектов для новорождённых.
Селаник — плотное трикотажное
полотно из натурального хлопка, лицевая сторона которого —
крупный ластик, изнаночная — с подчёсом. Вещи из селаника
очень мягкие и приятные в прикосновении. Обычно из него шьют
детские комбинезоны, ползунки, кофты. При добавлении в пряжу
полиэстера или акрила — спортивную одежду. Легко восстанавливает
форму, при растягивании приобретает прежние размеры.
Велюр — внешне похож
на вельвет, но в отличие от него, хорошо тянущийся. Поверхность
состоит из множества ворсинок, ворс расположен на ткани очень
плотным слоем. Ткань очень прочна и устойчива к механическим
воздействиям любого происхождения (трение, царапины и т.д.).
Не теряет внешнего вида и формы, поэтому вещи из велюра даже
спустя несколько лет имеют первоначальный вид и готовы к
носке. Диапазон применения очень широк, от одежды до мебели.
Велюр не мнётся и не образует складок.
Велсофт — трикотажное
полотно с мягким ворсом. Часто используется для пошива халатов.
Плюш (махра) — полотно
с петельным ворсом. Ворс может быть как с одной, так и с двух
сторон. Характерные свойства плюша (махры) — высокая теплозащита,
влагопоглощение и мягкость на ощупь.
Флис (полар) — синтетическое
полотно для изготовления тёплой одежды. Полотно делают из
полиэтилентерефталатного волокна. Обладает хорошими дышащими
и теплоизолирующими свойствами и обычно применяется при изготовлении
верхней одежды.
Джерси — трикотажное
полотно, одинарное или двойное, с очень мелким петельным шагом,
имеющее высокую растяжимость и гладкую поверхность. Обладает
высокой поперечной прочностью. Изготавливается из гребённой
шерсти, реже — из хлопка, шёлка или искусственных волокон.
Фантазия — к данному
виду относятся трикотажные полотна с нестандартными переплетениями
и компонентами. Каждое полотно по–своему уникально и может
быть использовано для создания модной одежды.
Посмотрите внимательно на
вещи в своём гардеробе. Наверняка всего у одной или двух,
если их хорошенько рассмотреть, ткань будет выглядеть, как
ниточка через ниточку — тканая, а у остальных — петелька
за петельку, вязаная, трикотажная. От французского tricoter
— вязать.
|
|